Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах
осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские
кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который
приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о
новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята
разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как
нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь,
закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие,
природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а
потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского
«кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция
была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер
Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717
годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль
продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный
осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все
собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург
для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил
архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него
возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель,
Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими
перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В
1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Оно было так
всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из
двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со
сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло
здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский
глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения
Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными
аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М.
П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия
материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев:
Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.